Захват чиновников и расстрел бунтовщиков. Как проходили одни из самых массовых протестов на Вятке

Дореволюционную Вятку тоже сложно назвать бунтарской. Однако, по данным историка Виктора Бердинских, только в первые 60 лет XIX века в губернии произошло около 76 крупных волнений против ухудшения положения крестьян. Особенно яростной в России была волна так называемых картофельных бунтов — массовых выступлений государственных крестьян в 1840 – 1844 годах, которая напрямую коснулась и нашего края. Усмирять волнения среди вятских крестьян пришлось лично губернатору Александру Мордвинову, который пошёл на беспрецедентные меры — расстрел, ссылки и репрессии.

scale_1200.jpg

Благие намерения

Бунты начала 1840-х годов были вызваны насильственным введением посадки картофеля по инициативе министра Павла Киселёва. Такими мерами правительство планировало поддержать селян, которые голодали из-за гибели урожая озимых зерновых. 8 августа 1840 года был издан Указ о посадке картофеля при волостных и сельских правлениях. В тех селениях, где была введена общественная запашка, для посева картофеля предписывалось отдавать специальные участки, а там, где её не было, — отводить в каждой волости по одной десятине. Это сразу вызвало сопротивление крестьян. Не получив одобрения «мира», писари и волостные головы начали фальсифицировать приговоры сельских сходов, подделывая подписи крестьян. Затем Министерство государственных имуществ предписало разводить картофель не только при волостных правлениях, но уже при каждом сельском обществе.

Крестьян обязали сажать картофель из расчёта 4 меры урожая на человека. При этом засевались казённые запашки, которые в большинстве своём были непригодны для выращивания этой культуры. Семена же продавались либо по очень низкой цене, либо выдавались бесплатно, но их было недостаточно.

Но одной из главных причин, подтолкнувших к мятежу, стали смерти селян. Принудив крестьян высаживать картофель, инициатор реформы Павел Киселёв не озаботился тем, чтобы люди узнали о правилах выращивания и хранения клубней. В результате собранный урожай многие оставляли на свету, из-за чего в картофеле накапливался вредный соланин. В конечном итоге это привело к массовым отравлениям и гибели людей.

original.jpg

Толпы с кольями и топорами

В Вятской губернии картофельные бунты вспыхнули в 1842 году и охватили сразу несколько густонаселённых уездов: Нолинский, Слободской, Глазовский и Вятский. По мнению Виктора Бердинских, основной причиной выступлений крестьян было вовсе не невежество и незнание полезных свойств картофеля – до начала 1840-х годов вятчане уже разводили его на своих полях и огородах, хоть и в небольших объёмах. Главным фактором недовольства стала насильственность нововведений и тот факт, что под посадки чиновники заставили отдать лучшие земли.

Сразу в нескольких уездах губернии крестьяне начали ломать изгороди у земель, отведённых под картофель, чинить препятствия волостному начальству и исправникам. Люди собирались толпами с кольями, топорами и ножами, избивали сельское и волостное начальство. В это же время активно распространялись слухи, что правительство хочет «изменить веру», потому и разводит насильственно заморский картофель. Также крестьяне опасались, что потеряют статус государственных – а таких было около 85% населения губернии – и станут помещичьими.

kalend-31.jpg

Наиболее драматические события народного бунта развернулись в Нолинском уезде. 12 мая 1842 года в Осиновской волости крестьяне Телицынского сельского общества отказались избрать ответственных за приёмку семян и выделять земли для посева. На место немедленно выехал исправник из Нолинска, который, не разбираясь, арестовал пятерых зачинщиков, назначил ответственных и огородил поля для картофеля. Однако недовольство продолжало нарастать, и через день после этого протестовать начали крестьяне деревни Быковской, требовавшие вернуть им землю, забранную под посевы картофеля. Позже к ним присоединились крестьяне Салтыковского и Зуевского обществ и деревни Калининской.

В последней жил 66-летний Ефим Калинин, который стал неформальным лидером зарождавшегося бунта. В Калининскую был направлен волостной заседатель Матушкин, которому поручили арестовать «главаря». Но возмущённые крестьяне сами схватили чиновника и отвезли его в деревню Быковскую, где к тому времени уже были схвачены старшина и староста.

Протест радикализировался: крестьяне из Талоключинской и Горбуновской волостей грозились убивать всех людей, на­правленных к ним для усмирения. Кроме того, крестьяне поставили условие местным властям, что они не будут пахать землю для посева озимой ржи до тех пор, пока начальство будет заставлять их заниматься посадкой картофеля.

og_og_1532425527238224781.jpg

Из пушек по мятежникам

По распоряжению вятского губернатора Александра Мордвинова в Горбуновскую волость направили военный отряд с солдатами и пушками. 13 июня 1842 года они прибыли в деревню Быковская, где 600 крестьян, настроенных крайне агрессивно, заявили, что не сдвинутся с места и требованиям правительства не уступят. В ответ на это губернатор приказал открыть огонь по мятежникам из 48 ружей. Солдаты начали атаковать крестьян у починка Таранковского, где собралось уже около 1 500 человек. Мордвинов приказал выстрелить из пушек картечью.

По итогам боёв 12 человек были убиты, 60 ранены, многие чуть позже скончались от ран. Под напором военных толпа была смята, никакого серьёзного сопротивления вооружённым солдатам она оказать не смогла. Всего было захвачено 600 человек, которых под конвоем отправили в село Курчум. 267 крестьян приговорили к различным видам наказания, 43 из них отправили на каторгу. После кровавых расстрелов в Быковской военные отряды направились в соседние уезды – Вятский, Слободской и Глазовский. Зная о судьбе расстрелянных крестьян, в одном из селений, увидев воинскую команду, жители упали на колени и стали просить у губернатора прощения. В скором времени все бунты на Вятской земле были жестоко подавлены.

Обширное сопротивление против принудительной посадки картофеля сразу дало свои плоды – 30 ноября 1843 года Николай I отменил обязательные посевы. Правительство решило пойти по пути «мягкой силы» и активно применить методы пропаганды и премирования за выращивание этой культуры. Вскоре картофель прочно вошёл в сельскохозяйственный обиход, занял ведущие позиции в огородничестве и уже в начале XX века стал «вторым хлебом» для крестьян.