Как отмечали новый год в Вятке сто лет назад

На рубеже 1922/1923 гг. все еще неопределенным оставался статус Нового года как праздника. В среде самих большевиков единого мнения насчет того, нужно его отмечать или лучше игнорировать, не было. В рядах номенклатуры существовала радикально настроенная фракция, члены которой считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т. д. Но многие лояльно относились к новогодним торжествам, особенно учитывая, что сам В. И. Ленин был не против празднеств. Например, он посещал знаменитые «ленинские ёлки» в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. К тому же присутствовал и интересный социальный подтекст. Новогоднюю ёлку многие дети видели впервые, ведь до революции для русских крестьян новый год с наряженной игрушками ёлкой был «барской забавой» и «иноземным новшеством». 

Но говорить о некой концепции новогодних торжеств применительно к Вятке того времени нельзя. Празднованию нового года не препятствовали, возможно, так как все усилия были направлены против религиозных торжеств в честь Рождества, которое заменялось «Комсомольским рождеством» и сопровождалось активной антирелигиозной пропагандой. Что же до нового года, то, судя по заметкам в газетах, никаких массовых гуляний, «елок», банкетов, работ по украшению города и прочих привычных нам атрибутов праздника тогда не было. 

Однако в конце декабря — начале января в Вятке проходили социальные акции, концерты, театральные постановки, кинопоказы и прочие увеселительные мероприятия. Об том, как вятчане провожали старый и встречали новый год сто лет назад поговорим в этом тексте.

4
Передовица газеты «Вятская речь» за 1 января 1923 г.

«С новым Красным годом! Кончились лишенья…»

Первоянварский выпуск газеты «Вятская речь» открыло стихотворение молодого поэта и публициста Константина Алтайского «С новым годом!»*. Новый год здесь выступает, как период окончательного падения Европы, начала решительного наступления на капитализм и буржуазию: 

«Мы пришли с заводов, пашен, шахт и копей
В грязных черных кэпи, в сини старых блуз,
И теперь кричим мы гибнущей Европе:
Мы растем и гибнет черный ваш союз.

Все Лозанны, Генуи, Гааги,
Где во всех склоненьях треплют слово «мир» —
Эти лишь зигзаги отупевшей шпаги
Это только шелест тлеющих порфир…

Тлейте же скорее, место вам в гробницах,
Ныне или завтра встанет гордый раб —
Он сожжет все троны, он сотрет границы,
Он разрушит смело камни всех преград!…

С новым Красным годом! Кончились лишенья
Мы уже отвыкли с фронтов отступать
Против капитала — смело в наступленье
Вместе с Коминтерном — мировая рать!»

«Праздновать по-своему» 

До революции зимние каникулы сопровождались походами вятчан в храмы, но наступили новые времена, когда религиозные обряды еще не запретили, но с ними на идеологическом уровне уже началась настоящая битва. Колумнист «Вятской речи» С. Алыпов открыл новый год программной статьей, которая формулировала отношение большевиков к старым праздникам и обрядам.  

Из текста Алыпова можно узнать, что, несмотря на яростную антирелигиозную пропаганду, в храмах Вятки в январе 1923 г. было довольно много людей. Журналист считает, что это явление временное, собираются на молебны в основном бывшие чиновники, торговцы и люди старшего возраста, а скоро все изменится: 

«Наша армия растет и крепнет и с нами молодежь. А что вы будете делать, когда старики да старухи отправятся в «лоно Авраама» (все люди смертны), а новое поколение будет нуждаться в вас столько, сколько нуждается плешивый в гребенке. Берегитесь, для вас надвигается второе пришествие — пролетарская революция и культура обезвредят вас, выбьют из под ваших ног почву. Ну а пока мы будем готовиться к следующему «двунадесятому» празднику и будем праздновать по-своему все ваши праздники, пока не переживем вас».

7

Не оценили юмор

Традиционно в новогодние праздники обширную программу для вятчан подготовил городской театр. С 28 декабря по 1 января здесь были запланированы гастроли известных московских юмористов. Реклама концерта регулярно появлялась в газетах. Однако анонсировавшая шоу «Вятская речь внезапно разродилась жесткой заметкой о несостоятельности столичных шутников. Анонимный автор («Московский рабфаковец») рассказал, что этих самых юмористов уже прогнали из Москвы рабочие «как никуда не годный халтурный мусор», поэтому артисты и отправились в тур по провинции. Шутки комиков критик назвал «пошлым балаганным шутовством», которое позорит вятский театр.

5

Юбилей легендарного драматурга

Но администрация театра порадовала горожан и «высокой культурой». 31 декабря состоялся творческий вечер, посвященный 35-летию творческой деятельности знаменитого драматурга А. П. Вершинина. Вятчанам показали спектакль по пьесе юбиляра «Белые вороны». Театральные постановки можно было лицезреть и в «Дворце труда»**. Там зрители увидели драму «Огни Ивановой ночи», в качестве бонуса можно было также послушать живую музыку духового оркестра. В некоторых учреждениях ставили и любительские спектакли. Так, в клубе им. Свердлова воспитанники детдома ГПУ порадовали публику «символической инсценировкой от 22-го к 23-му году». Перед этим все желающие выслушали доклад на тему «О религии и праздниках».

1
Городской театр на Театральной площади. г. Вятка. 1920-е гг.

Новогодние подарки: шампанское, шелковые чулки и духи «Дивиния»

Активны были перед новым годом НЭПманы, предлагавшие через рекламу в газетах разные товары. Например, в магазин Шнеерова можно было приобрести к новогоднему столу вина Сараджиева: портвейн, херес, мадеру, белое и красное. Тут же в винно-гастрономическом магазине Ложкина и Бабикова на улице Дрылевского (ныне Спасская) рекомендовали купить шампанское «Абрау-Дюрсо» и бакалейные товары. 

Магазин «Универсал» извещал, что хорошим подарком могут быть духи «Дивиния», шелковые чулки, детские игрушки, календари и фотографические товары, здесь же можно купить елочные украшения, свечи, серпантин и конфетти. Предлагали отметить праздник в своих стенах различные учреждения общепита. Так, столовая с креативным названием «Кафе» сообщила через газету «Вятская речь», что в новогоднюю ночь посетители могут зайти покушать до 5 часов утра.

11

«Кина не будет»

Все также популярным видом досуга оставался поход в кино. В популярном кинотеатре «Колизей»*** демонстрировали «нашумевшую драму» под названием «Отец Сергий»****. На одном из новогодних сеансов произошел неприятный инцидент: зрители, явившиеся к началу утреннего показа в 7-00, были вынуждены ждать перед закрытыми дверями аж до 10-00. Оказалось, что административные сотрудники «ушли в запой» и на работу не явились. Когда же фильм начали показывать, то возникли технические сложности, публика была недовольна, один из рабочих даже написал гневное послание в газету.

1
Кинотеатр «Колизей». г. Киров. 1958 г. Фото: А. Г. Тинский

Помощь детям, студентам, безработным

Новогодние праздники на Вятке всегда были временем проведения разного рода социальных акций, так было и в декабре 1922 г. Красноармейцы Вятского гарнизона взяли под свою опеку 8 детских домов, создали специальный фонд, часть средств которого пошли на борьбу с последствиями голода и в помощь инвалидам региона. Руководство Котельничского уездного продовольственного комитета помогло детскому дому «Приемник». Подопечным была оказана финансовая поддержка и сделан подарок —17 пар кожаных сапог. В детских домах проводились новогодние праздники и елки. Не забывали и о взрослых, например, в конце декабря безработные и бедные Вятки могли получить бесплатный обед в столовой французской миссии Красного Креста. Студенты Пединститута получили помощь от Спичтреста в виде 240 млн руб., эти деньги пойдут на стипендии.

---------------------------------------------—-------------------------------—-----

Примечания: 

* Константин Алтайский (1902 –1978) поэт, писатель, переводчик, в 1922 г. колумнист газеты «Вятская речь» (г. Вятка). В 1938 г. был репрессирован, проходил по т. н. «Делу писателей». Известен как переводчик стихов с казахского, калмыцкого, белорусского языков. Работал биографом Клима Ворошилова. 

** «Дворец труда» был площадкой для собраний, чтения лекций, агитации и пропаганды, выступления артистов и поэтов. В 1922 г. располагался бывшем корпусе мужской гимназии, ныне это здание Вятской гуманитарной гимназии (Свободы ул, д. 76). 

*** Кинотеатр «Колизей» построен по проекту инженера вятского губернского земства Петра Шуплецова в 1913 г., снесен в 1979 г. Занимал место на правой стороне ул. Дре[ы]левского в квартале между улицами Володарского и Карла Маркса, само его деревянное здание находилось на месте нового здания художественного музея, за домом № 47 по Спасской. 

**** «Отец Сергий» — немой художественный фильм режиссера Якова Протазанова. Съёмки фильма проходили в конце 1917 — начале 1918 гг. Сюжет кинокартины основывается на одноименном произведении Льва Толстого и повествует о трагической судьбе молодого князя Степана Касатского