Вятское путешествие немецких геологов
Немецкие геологи, среди которых был приват-доцент Мюнхенского университета, доктор Людвиг Дистель и его коллеги Эдвин Фельс и Рудольф Вандель в начале июля 1914 года решили посетить Кавказ для «изучения горных ледников и остатков ледникового периода». Благодаря содействию Баварского посла им разрешили беспошлинный провоз в Россию научных приборов, оружия и личного багажа. Людвиг Дистель любил Кавказ, дважды (в 1903 и 1911 гг.) он уже с группой альпинистов приезжал сюда для восхождения на западную вершину годы Эльбрус.
14 июля путешественники прибыли в Нальчик и отправились в горы, местные власти и простые жители сел оказывали немцам всевозможное содействие. Но уже через девять дней в горах ученых разыскал специально делегированный чиновник, который рассказал, что началась Первая мировая война, а поэтому нужно срочно вернуться обратно в город. 27 июля городской голова Нальчика сообщил немецкий геологам о политической ситуации, их арестовали, отобрав оружие: три браунинга и двухстволки. В начале августа ученым предложили либо выехать на территорию Персии, либо остаться в Нальчике и ждать, когда разрешат отправится непосредственно в Германию. Дистель, Фельс и Вандель решили пока подождать, как будут развиваться события на Кавказе, под негласным надзором полиции их расместили во Владикавказе.
В середине августа неожиданно для геологов их посадили на поезд и отправили в Казань, затем перевезли в Котельнич и 31 августа они оказались фактически в ссылке в Вятке. Но и в губернском городе жить немцам не разрешили, они были высланы в деревню Бобры Вятского уезда. Все это время ученые рассылали прошения во все инстанции с просьбой выдать загранпаспорта и выслать их на родину. В свою очередь полиция проверяла троицу на участие в шпионской деятельности. В ноябре геологи писали в адрес вятского губернатора: «Ни один из нас не служил в солдатах и во время путешествия мы преследовали одни научные цели, что может подтвердить профессор Ю. Шокальский, председатель географического общества в Санкт-Петербурге, которому были посланы отчеты об экспедиции на Кавказе три года назад».
В начале ноября Ванделю разрешили уехать в Германию, а его коллеги оставались жителями небольшой деревни Бобры. Бюрократическая машина двигалась очень медленно: в январе 1915 г. начальник губернского жандармского управления сообщил губернатору Андрею Чернявскому, что шпионской деятельностью ученые не занимались, поэтому к выдаче загранпаспортов не встречается препятствий. 22 февраля Дистель и Фельс были допрошены вятским уездным исправником, который тоже не нашел ничего подозрительного. Только в конце весны двое геологов получили возможность покинуть Россию через пограничный пункт Унгени. Так, ученые почти год вместо путешествий по горным вершинам гуляли лишь по Вятской глубинке.