Коллизии вятского театра
В 1877 г. по инициативе губернатора Н. А. Тройницкого в Вятке был открыт первый городской постоянно действующий театр. На центральной площади города с помощью общественных пожертвований был построен деревянный «зрительный зал» по проекту архитектора Нефедьева. Здание театра внешне выглядело привлекательным, но являлось очень тесным, маловместительным и плохо оборудованным. Первоначально здесь ставились спектакли силами местных любителей драматического искусства. Затем к ним присоединились различные антрепренеры и артисты-профессионалы, каждый сезон приезжавшие в Вятку. Любое представление в театре сопровождалось большим ажиотажем, а артисты очень скоро стали чрезвычайно популярными персонажами вятской общественной жизни.
В Государственном архиве Кировской области хранится рукописная тетрадь под названием «Мемуары о вятском театре с 1863 г. по 1925 год, составленные Александром Александровичем Прозоровым». Очень интересный очерк, написанный человеком, лично видевшим все, что происходило на вятских театральных подмостках. Предлагаем вашему вниманию подборку самых ярких историй и сюжетов из прошлого театральной жизни на Вятке.
Не шутите над губернатором
В мемуарах Прозорова упоминанается ряд эпизодов, когда приезжие артисты в Вятке пытались подшутить над местными чиновниками, но эти шуточки выходили им боком. Так, в сезон 1869/1870 г. театр был снят на летние месяцы бывшим директором Симбирского театра Нилом Ивановичем Мерянским. Критики отмечали, что как актер, он был незаурядный исполнитель, играл все: от трагедий до водевилей. В особенности же Мерянский отличался умением гримироваться и схватывать характерно черты отдельных личностей. Так, однажды актер был загримирован и удачно пародировал учителя немецкого языка Вятской гимназии Стендера, затем управляющего почтовой частью Далматова и других вятских обывателей. Заблаговременно пущенный о таланте Мерянского слух вызывал у горожан любопытство и привлекал на спектакли публику, что, собственно, и было желательно для хорошего театрального сбора. Все шло благополучно, никто не обижался на Мерянского и его шуточки. Но когда актер загримировался местным вице-губернатором Д. И. Батуриным и в таком образе вышел на сцену в роли простачка Ванечки Мякишева в водевиле «Цыганка», то незамедлительно последовал приказ губернатора о высылке Мерянского из Вятки. Лишь заступничество влиятельных представителей крупного купеческого рода Прозоровых спасло талантливого пародиста от ссылки.
Артист оперетты Васильев
К другому артисту судьба была менее благосклонна, чем к Мерянскому. В сезон 1907/1908 гг. на сцене Вятского театра блистал иногородний актер Тинский. Однажды во время исполнения оперетки «Птички певчие» артист, играя роль узника, по сюжету пьесы забрасывал губернатора соломой. Войдя в кураж, он позволил себе реплику: «12 лет я не сидел на губернаторе». Бывший на оперетте вятский губернатор С. Д. Горчаков пришел в ярость и по его приказу артист Тинский подвергся высылке из города.
Еще одному ведущему актеру вятского театра карьеру чуть не сломал вятский полицмейстер. В зимний сезон 1909/1910 гг. сборы в театре были слабые. В бенефис артиста Михайлова ставилась мелодрама «Жизнь и Смерть». После первого акта за кулисы зашел вятский полицмейстер и потребовал, чтобы Михайлов немедленно разгримировался. По его мнению, грим артиста имел сходство… с образом Христа. Требование подкреплялось угрозой высылки непокорного в 24 часа из Вятки. Артист вынужден был разгримироваться и, как отмечали газеты, «потерял настроение».
Дважды рыжий
Одним из ведущих вятских артистов-любителей был Николай Генрихович Ге, работавший в обычной жизни акцизным ревизором, Однажды он по окончании своей роли в спектакле сидел в уборной перед зеркалом и разгримировывался. Будучи по природе рыжим, на голове он тоже имел рыжий парик. Спиной к нему стоял парикмахер Жорж, крайне веселый, добродушный человек, постоянно забавлявший смешными рассказами своих клиентов. Наклонившись над парикмахером (он чем-то был занят), Ге произнес: «Жорж, сними парик». Тот по привычке, заикаясь, ответил: «Сейчас». Но гример промедлил, в этот краткий промежуток времени Ге парик снял. Жорж же, окончив свою работу, быстро обернувшись, увидел рыжую голову Ге и, думая, что тот в парике, начал дергать его за волосы, пытаясь подстричь. Испытывая шок, Ге ударил парикмахера. Несмотря на то, что Жорж считался миролюбивым простачком, он очень обиделся на Ге и обратился к мировому судье. Дело закончилось громким скандалом, суд обязал артиста Ге выплатить парикмахеру Жоржу «миролюбивую уплату в 25 руб.»
Одно «задушевное слово»
В 1878 г. любимцем публики был артист-любитель Падарин, игравший под фамилией Волжин. При постановке пьесы «Женитьба Белугина» Падарин, играя роль Андрея Белугина, произнес слова «Серый, серый, куда ты меня повезешь!?» столь задушевно, что у многих навернулись слезы на глазах. Тогда же было решено, что ему необходимо ехать в театральное училище, но так как артист средств не имел, то коллеги по театру устроили с этой целью спектакль и чистый сбор 300 рублей передали Падарину. Он уехал из Вятки и позднее, как известно, стал артистом Малого московского театра и ежегодно, приезжая в Вятку, принимал участие в любительских спектаклях.
Как добиться хорошей рецензии
В 1908/1909 г. в зимний сезон гастролировала труппа приезжего режиссера Мацкого. Артист Барятинский, недовольный отзывом газеты «Вятская речь» пригласил рецензента в контору и в грубой форме потребовал от него разъяснения по поводу рецензии. Барятинский «благородно предупредил» журналиста, что если повторится подобная рецензия, то он учинит над рецензентом кулачную расправу. Больше негативных рецензий не было.
Артист не пожелал играть
Главным событием театрального зимнего сезона 1909/1910 гг. стали гастроли в Вятке столичного артиста Орленева. Ажиотаж был очень велик, публика собралась на концерт гастролера «Произведение» и долго ждала его, лишь в 11 часов вечера приехала вся труппа с Орленевым. Постепенно, хоть и с опозданием, актеры заняли свои места в ожидании выхода самого артиста Орленева. Вдруг занавес закрылся и со сцены объявили, что «артист Орленев не пожелал играть, деньги можно получать в кассе». Это стало неприятным сюрпризом для вятчан, пришедших в ярость и недоумение. Вся труппа Орленева в ту же ночь спешно выехала из Вятки.
Разбитое сердце адвоката
В сезоне 1883/1884 г. публику развлекала труппа под руководством приезжего режиссера Васильева-Вятского. Одной из наиболее заметных в его коллективе была актриса Е. М. Медведева. Как отмечали критики, она не выделялась сильной игрой, но зато «была крайне проста и симпатична и отличалась добродушием, что привлекало многих». Вскоре в Вятке у нее появилось большое количество поклонников. Во время бенефиса Медведевой был подан букет, составленный полностью из кредитных бумажек, перевязанный широкой лентой в 5 аршин длины (3,5 метра). Вскоре выяснилось, что тайным поклонником актрисы стал местный присяжный поверенный (адвокат) Н. В. Копиченко. Он не пропускал ни одного спектакля с участием Медведевой. Когда же она после окончания сезона уехала в Москву отдыхать, то Копиченко отправился за ней с целью жениться. Приехав в Москву, присяжный поверенный каким-то образом разыскал актрису, но, придя в гостиницу, где Медведева остановилась вместе с другой актрисой Трофимовой, коридорный сообщил Копиченко, что «они спят, так как к ним приехали сезонные мужья». Этот факт так сильно подействовал на влюбленного присяжного, что он тут же уехал из Москвы и заболел. С тех пор ранее блиставший в светском обществе Копиченко в театр больше не ходил и остался холостяком до смерти. Что касается самой актрисы Медведевой, то она уехала из Вятки и больше никогда не выступала в местном театре.
Фото: ГАКО