Первый вятский кинотеатр

В начале XX в. Вятку захватила настоящая «кинолихорадка»: в городе как грибы росли кинотеатры. В тот период они назывались «электротеатры» и носили яркие, запоминающиеся названия: «Модерн», «Миньон», «Аполло», «Колизей», «Одеон» и т. д. Долгое время историки спорили: какой же кинотеатр появился в Вятке первым? В итоге: только в 90-е гг. прошлого века удалось установить, что у истоков вятского кинобума стоял кинотеатр «Прогресс». Об удивительном первом вятском «электротеатре» и пойдет сегодня речь.

фото 1-1.jpg

Первым кинотеатром вятчане обязаны Торговому дому «Братья Усмановы и А. М. А. Усманов». В мае 1908 г. владельцы торгового дома обратились в городскую думу с просьбой выделить им место в Александровском саду для строительства кинотеатра. 12 (25) мая 1908 г. разрешение было дано. Первый кинотеатр представлял собой тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10х20 метров, поэтому на его строительство не понадобилось много времени, и 18 июня (1 июля) 1908 г. в нём состоялся первый киносеанс. Сеансы шли до 10 сентября, когда закончился летний сезон, Александровский сад перестал освещаться и посещаемость кинотеатра упала.

Электротеатр переезжает в зимнее помещение — в дом Дьяконова на Московской улице. Одновременно владельцы кинотеатра уехали в Москву для заключения новых контрактов на прокат картин. 21 сентября заведение снова открылось для посетителей, на первом киносеансе гостям были представлены драмы «Дело Дрейфуса» и «Освобождение из монастыря», красивая «феерия в красках» «Путешествие на Марс», комедии «Дядя Фриц всюду опаздывает», «Бессмертная собака» и «Покупка картины». Богатства своим владельцам «Прогресс» не принес. В 1913 г. торговый дом братьев Усмановых был объявлен несостоятельным, кинотеатр пришлось продать. Одновременно закончилась эпоха скитаний и переездов первого вятского «синематографа». 

фото 2-1.jpg
Дом Дьяконова (ул. Московская, 29а). 2015 г.

В апреле 1911 г. кинотеатр «Прогресс» был продан новым владельцам — фирме «Кушев, Бабинцев и Ко». Именно при них начинается строительство стационарного здания «ввиду того, что хороших помещений для электротеатра в городе не имеется». 24 сентября (7 октября) 1911 г. состоялось открытие зимнего сезона в новом здании, выстроенном на улице Никитской (Володарского) в квартале между улицами Московской и Преображенской. Но уже заранее владельцы кинотеатра начали на страницах местных газет рекламную акцию, написали своеобразное обращение к читателям:

«20 сент. В самом непродолжительном времени состоится открытие зимнего сезона…
21 сент. Все выдающиеся исторические и современные новинки кинематографии пойдут в нашем кинематографе в первую очередь одновременно со столицей.
22 сент. Идя навстречу желанию и вкусам публики, дирекцией кинематографа «Прогресс» будет обращено особое внимание как на подбор картин, включаемых в программу, так и на художественную сторону самого кинематографа.
23 сент. Не называя свой кинематограф «шедевром и загадкой XX века» и желая действительно развить кинематографическое искусство (не прибегая к помощи «бубенчиков»), мы будем ставить картины, являющиеся действительно идеалом кинематографических постановок, имеющие безусловно литературную и художественную ценность, ибо наш лозунг: «Кинематограф — это школа, театр и газета будущего!!!»

фото 3-1.jpg
Деревянный павильон электротеатра «Прогресс» в Александровском саду. Начало XX в.

На открытии кинотеатра были показаны драмы «Стихийные силы», «Под хлороформом», комедии «Боба и его осел», «Верные сторожа», видовая картина «В Тессинских Альпах». Публике новое помещение понравилось, зал был рассчитан на 350 мест, в нем был высокий потолок, имелась отличная вентиляция, сооружен специальный «наклонный пол». Дирекция приобрела новый аппарат «Патэ № 3» с противопожарным предохранением «Молле». Большой экран 6х4,5 аршина давал необходимое увеличение картины.

Новое здание было значительно просторнее и удобнее летнего электротеатра. Для хранения верхнего платья публики был приглашен швейцар с «залогом», работал чайно-фруктовый буфет с продажей пирожков и холодных закусок, который сдавался в аренду опытному буфетчику. Именно в этом здании кинотеатр размещался долгое время до 1955 г.

фото 4-1.jpg
Здание электротеатра «Прогресс» на Никитской улице. 1920-е

В кинотеатре люди могли насладиться далеко не только одним кино. В начале XX в. было модно сопровождать киносеансы игрой пианиста-тапера. Интересно, что в «Прогрессе» пианистов для «иллюстрации» картин приглашали только дважды. В 1908 г. в кинотеатре играла пианистка баронесса А. И. Ордо, «игравшая в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей». Платили, похоже, ей немного, и в свободное время она подрабатывала уроками немецкого языка. В 1913 г. пригласили пианиста М. И. Чащина, в магазине С. О. Якубовского приобрели концертный рояль фабрики Офенбахена. Но оба раза это были исключения из правил, владельцы театра чаще всего приглашали струнные оркестры. Поиграли в «Прогрессе» струнные оркестры Смышляева (1909 г.), Архипова (1911 г.), Чащина (1912 г.). В 1913 г. удалось заключить контракт только с духовым оркестром Голубева. Но духовая музыка, похоже, плохо подошла в качестве аккомпанемента к кинопоказу, и пришлось приглашать пианиста.

Кроме того, для развлечения зрителей «ангажировались» различные эстрадные артисты, по возможности, наиболее экзотических жанров. Так, в 1908 г. давал представления художник-тряпичник г-н Даубе, создававший на глазах зрителей картины размером в квадратную сажень (4 кв. метра) из кусков материи, старой одежды, галош и т. п. Среди прочих картин им были представлены вятскому зрителю: «Вид на Волге — утес Стеньки Разина», «Хутор, занесенный снегом», «Вечерний отблеск зари на Альпийских горах» и др. В 1913 г. выступал имитатор Арнольдини, который мастерски пародировал известных женщин-артисток — А. Д. Вяльцеву и Н. В. Плевицкую. В 1912 г. «юморист-трансформатор» Петр Вознесенский исполнил совершенно новые злободневные куплеты на местные темы на разные мотивы — «Вятка в миниатюре» и многие другие. Цены на билеты в дни этих выступлений были повышенные.

фото 5.JPG
Дмитрий Моор. Афиша дореволюционного фильма «Никогда»

Распорядок работы кинотеатра не отличался стабильностью, соблюдалось лишь одно правило — в будни кинотеатр был открфыт вечером (начало сеансов было между 15:00 и 18:00), в выходные и праздники — с полудня (начало между 12:00 и 14:00). Утром кинотеатр никогда не работал. Заканчивались сеансы обычно к полуночи. Сеансы продолжались 2 часа и состояли из 3–4 отделений с 5-минутными антрактами для перезарядки киноаппарата. Поначалу в сеанс включалось до 10 и более картин: 2–3 драмы, 3–4 комедии, 1–2 видовые или научные плюс «феерия в красках». Шли они 10–15 минут. Но с развитием кинематографа продолжительность фильмов увеличилась, что привело к сокращению числа картин, демонстрируемых во время киносеанса. Обычно показывали драму в 2–3 частях, 2–3 комедии, одну научную ли видовую картину. С 1910 г. стала демонстрироваться кинохроника — «Журнал Патэ», а с 1911 г. — «Хроника Гомон». В «Прогрессе» в те годы шли и цветные картины, как тогда говорили, «в красках». Производились они путем раскрашивания негатива вручную. А 11 ноября 1911 г. кинодекламатор Я. А. Жданов представил зрителям «Говорящие картины», предшественника звукового кино. Картины менялись сначала два раза в неделю, затем смена стала происходить каждые 2–3 дня.

Билет в кинотеатр «Прогресс» стоил от 10–15 до 50 копеек в зависимости от места. На особо дорогие картины, как, например, «Путешествие вокруг света в 80 дней», прокат которой стоил 800 рублей 32 копейки, цены были повышены от 20 до 75 копеек. Для учащихся и нижних чинов билет стоил 12 копеек. С началом Первой мировой войны кинотеатр стал проводить бесплатные киносеансы для раненых. Для сравнения можно привести цены на городском рынке в 1910 г.: 10 яиц — 16 копеек; фунт топленого масла — 39 копеек; фунт творога — 4–5 копеек; четверть молока — 12–14 копеек; пуд говядины — 4 рубля; пуд телятины — 4 рубля 80 копеек; пуд масла льняного и подсолнечного — 8 рублей; пуд соли — 35 копеек; фунт сахара — 15 копеек; фунт керосина — 1 рубль 65 копеек и т. д.

фото 6-1.jpg
Дмитрий Моор. Афиша дореволюционного фильма «Тихо из жизни ушёл»

О том, какие фильмы смотрели жители Вятки в «Прогрессе» в начале XX в., красноречиво говорят рекламные объявления кинотеатра на страницах газет. Вот часть наиболее интересных анонсов: «Железная рука» — новый сюжет из жизни международных шпионов, последний крик искусства. Одна действительность, нет трюков. Полная иллюзия взрыва военного корабля»; «Мертвая петля» — весь ужас жизни во всей его неприглядной наготе, вся трагедия современного строя семьи, пороки и соблазны большого города, мертвой петлей затягивающие свои жертвы»; «Триумф женщины» — замечательная драма современных нравов, разыгранная на палубе горящего корабля»; «Роскошная историческая картина в двух частях «Невинно казненный» — сильная реалистическая драма высокохудожественной постановки, разыгранная лучшими артистическими силами в тех именно местах, где происходили подлинные события сто лет тому назад; «Кошмар студента» — очень содержательная и исполненная лучшими артистами картина»; «Дочь Ниагары» — драма из жизни индейцев. В этой картине ярко изображены нравы и обычаи «сынов степей», их суеверия, доходящие до грубого насилия над человеком»; «Трогательная драма «Жертвы алкоголизма» — подавляющая картина распада семьи, гибели отдельных ее членов вследствие эксцессов на почве алкоголизма, этого бича современного общества». На зрителей последняя картина произвела столь сильное впечатление, что, как писала газета «Северное слово», некоторые даже плакали в конце фильма.

Очень популярны были сериалы «Фантомас», «Моисей», первый русский сериал «Сонька Золотая Ручка». С огромным успехом шли картины из серии «Белые рабыни» — драмы из жизни белых рабынь, торгующих своим телом. Уже в начале XX в. существовали киносеансы только для взрослых. Фильмы с элементом пикантности назывались «картины исключительно парижского жанра». Учащимся и несовершеннолетним на подобные сеансы билеты не продавались. Зрители могли увидеть полупикантные комедии вроде «Слишком хорошенькая горничная» или «Девичий пансион» и совсем пикантные фарсы. Правда, чаще всего вся «пикантность» сводилась к показу обнаженной щиколотки невесты, целомудренно обтянутой белым чулком, или девушки, шнурующей ботинок. Но и это вызывало бурные протесты ревнителей нравственности, и такие сеансы вскоре прекратились. Только в 1914 г. на афишах снова появилось: «За чертой благоразумия» — пикантный фарс — масса пикантных мест, комических и веселых положений. Гомерический хохот! Масса смеха!»

фото 7.jpg
Кинотеатр «Победа». Фото 1956 г.

Шли годы, но даже в советский период, несмотря на появление больших и комфортабельных кинотеатров, «Прогресс» сохранил любовь зрителей. На страницах «Кировской правды» журналист В. И. Шишкин вспоминал: «Любимым был у нас «Прогресс»… был он неказист и маловместителен, помещение к показу приспособлено плохо, но билетов туда всегда не хватало. Потом «Прогресс» снесли, и любимым стал «Колизей»…». Шишкину вторит краевед Евгений Пятунин: «До самого закрытия в конце 50-х годов был популярен «Прогресс». По словам очевидцев, внутренний интерьер этого кинотеатра украшало огромное панно с портретами Сталина и Берии и надписью «Засуху — победим!» (это у нас-то в губернии). После ареста Берии его портрет закрасили»

Вятские старожилы супруги Городиловы рассказывают, как можно было абсолютно бесплатно, но с определенным риском для жизни попасть в кировские кинотеатры «Прогресс» и «Колизей» в 1930-е годы и какие фильмы были тогда популярны.


17 сентября 1955 г. в кинотеатре «Прогресс» прошел последний киносеанс. А уже 18 сентября состоялся первый сеанс в кинотеатре «Победа», который, таким образом, стал как бы правопреемником и наследником первого вятского кинотеатра, они даже располагались практически друг напротив друга. Летом следующего года «Прогресс» разобрали, и теперь на этом месте небольшой сквер — своеобразный памятник первому кинотеатру Вятки.

Фото: chernovik.me, statehistory.ru, nabludatel.ru, voxpopuli.kz, ru.wikipedia.org