Как вятчане скинулись на памятник Романовым, а получился Ленин

В 1913 г. в России торжественно и пышно отмечалось 300-летие царствования рода Романовых. Было проведено большое количество мероприятий по всей стране, одним из центральных должна была стать закладка памятника 300-летию царствовавшего дома Романовых в Костроме. Монумент задуммывался как сооружение высотой 36 метров с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории. 

Несколько лет шла работа по организации всероссийской подписки на средства для сооружения монумента. Собирали, как говорится, всем миром. В различные губернии России приходили специальные ходатайства. Одно из таковых сохранилось в фонде канцелярии вятского губернатора Государственного архива Кировской области ГАКО:

фото 1+.jpg

Вятка откликнулась на предложение костромчан, и городская дума выделила сумму на постройку памятника в размере 50 рублей. Решение городской управы сохранилось в ГАКО и выглядит так:

фото 2-1.jpg

Для установки памятника был выбран высокий берег Волги на территории Костромского кремля, причем художник Л. Н. Бенуа указал на то обстоятельство, что «с этого места видна вся Волга, да и с Волги хорошо будет виден памятник – с трех сторон, что, конечно, не следует упускать из виду». В 1911 г. Академия художеств провела конкурс проектов. Комитет по сооружению монумента выбрал работу скульптора А. И. Адамсона, занявшую второе место. Проект памятника был утверждён в 1912 г., тогда же начаты работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. Архитектором был утвержден С. А. Власьев (1881–1936), автор стелы-обелиска в Александровском саду у стен Московского Кремля. Сам А. И. Адамсон обязался исполнить все художественно-скульптурные работы. 

Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 г. во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме в присутствии Николая II и его семьи. Дата закладки монумента также была приурочена и к 760-летию основания города. Согласно утвержденному в 1912 г. проекту, памятник должен был представлять собой грандиозный постамент-пьедестал в виде часовни – ступенчатой цилиндрической башни высотой в 17 саженей (36 метров) с многоярусным шатровым завершением, увенчанным двуглавым орлом. Уступы-ступени кольцевой формы предназначались для установки портретных фигур представителей царствующего дома и выдающихся людей, связанных с эпохой их правления: количество фигур непосредственно на постаменте — 18, общее количество фигур – 28. Среди них – родоначальник династии Михаил Фёдорович, его отец – патриарх Филарет и мать  —  инокиня Марфа; у подножия  – умирающий Иван Сусанин, благословляемый аллегорической фигурой России; по сторонам –  гражданин Минин и князь Пожарский; Пётр I, стоящий на фоне корабля, Александр II, держащий в руках  Манифест об отмене крепостного права, Николай II с наследником Алексеем, склонившиеся над картой России. Нижнюю часть памятника должны были украшать шесть рельефов с изображениями предсказания преподобным Геннадием Костромским возвышения Дома Романовых, призвания Михаила Фёдоровича на царство, освобождения крестьян от крепостной зависимости, Полтавской баталии, Бородинской битвы и обороны Севастополя.

фото 3.jpg 

Однако в дальнейшем судьба памятника начала складываться сложным и даже странным образом. В первую очередь помешала завершению работ над памятником Первая мировая война.  К 1916 г. был возведен постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур. Было установлено две фигуры, прочие остались на складах в ящиках. После Февральской революции работы были окончательно остановлены, Адамсон спешно покинул Россию. Окружающие памятник строительные леса простояли заброшенными весь 1917-й и несколько первых месяцев 1918 года. Весной 1918 г. Костромской губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник Свободы», открытие которого предполагалось «в предстоящую годину октябрьской революции». Практических шагов не последовало. Большая часть доставленных в Кострому статуй находилась в ящиках возле постамента, меньшая – в парке бывшего губернаторского дома. В 1924 г. – фигуры монархов уже буквально валялись рядом с постаментом. Одна из костромских газет поместила письмо, в котором говорилось: «С давних пор около собора и в саду Физиоинститута валяются отлитые из меди статуи для строившегося царского памятника. Вот уже более шести лет они тут валяются. Наверное, граждане уже насмотрелись на царей вполне достаточно, и пора кому следует убрать их. Да и место пригодится на полезное дело».

После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. постамент решили использовать для установки памятника вождю. В конце 1924-го – первой половине 1925 г. все скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий металлист» в переплавку. К 1 мая 1928 г. на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В. И. Ленина. Ленин представлен в традиционном образе вождя мирового пролетариата, произносящего агитационную речь, смысл которой подчеркивается энергичным жестом правой руки.

фото 4-5.jpg
То, что должно было появиться... и то, что получилось. Романовы и Ленин. Объединяет их только постамент

Что же, и так в истории тоже бывает: собирали всей империей деньги на памятник царскому роду Романовых, а в итоге получился мемориал вождю свергнувшей их партии большевиков. Наверное, в этом и есть какая-то закономерная коллизия многострадальной судьбы нашей страны: в проекте бывает одно, а на выходе совсем другое, зачастую диаметрально противоположное.

Фото:  ГАКО, wikipedia.org, enckostr.ru