Драмтеатр

Центр современного города Кирова украшает целая россыпь разного рода старинных зданий. Если об их истории мы еще более-менее знаем, то о настоящем известно намного меньше. В рамках проекта «Пешком по Вятке» мы рассказываем о наиболее интересных и необычных домах Вятки. Сегодня объектом нашего внимания стал Драмтеатр — центр культуры и искусства нашего города, важный памятник градостроительства 30-х годов прошлого века.

1.jpg

Адрес: улица Московская, д. 37
Год постройки: 1939
Архитекторы: И. Г. Буров, А. Н. Федоров

Историческая справка:

Впервые театральное здание появилось в Вятке на старой Хлебной площади в 1877 г. Театр был двухэтажным деревянным и на долгие годы стал центром общественной жизни губернского города. Уже после переименования города в Киров и присвоения ему статуса областного центра было принято решение о строительстве нового здания театра — каменного. Проектировали его московские архитекторы И. Г. Буров и А. Н. Федоров, а рабочие «Метростроя» сделали огромную люстру для зрительного зала. Строительные работы производил трест «Кировстрой». Отделка зрительного зала осуществлена по проекту архитектора Е. И. Громаковского. Скульптурно-отделочные работы на фасаде и в интерьерах выполнены бригадой лепщиков под руководством Н. А. Захваткина. 4 ноября 1939 г. театр открыл сезон уже в новом здании спектаклем «Любовь Яровая». Старый же деревянный театр разобрали. По одной из распространенных версий, в основание нового театра были заложены нераскрошенные глыбы взорванного Александро-Невского собора.

Новый вятский театр был тесно связан со многими именами известных деятелей культуры и искусства. В частности, с В. П. Некрасовым — советским писателем, диссидентом и эмигрантом, лауреатом Сталинской премии второй степени (1947 г.). Накануне войны он приехал в Кировский драмтеатр и работал в нем в качестве художника-оформителя в течение трех лет (1938–1940 гг.). Чуть позже, уже после Великой Отечественной войны, Некрасов становится широко известен как автор романа «В окопах Сталинграда». Также любопытно, что в 1940 г. в театре работала Августа Миклашевская — заслуженная артистка РСФСР, возлюбленная русского поэта Сергея Есенина, который посвятил ей семь чрезвычайно проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

В годы Великой Отечественной войны стены Драмтеатра приютили эвакуированный из Ленинграда Большой драматический театр (БДТ), многие артисты жили непосредственно в помещениях театра. Сам же коллектив Кировского драмтеатра работал на сцене клуба меховой фабрики «Белка» в Слободском. Для БДТ эвакуация в Киров была временем активной творческой деятельности, всего в театре за два с небольшим года побывали почти полмиллиона зрителей. График выступлений оказался напряженным: на сцене театра в неделю шло не менее 7 спектаклей, проводились концерты в госпиталях, в школах. Артисты БДТ участвовали в литературных вечерах вместе с кировскими и эвакуированными писателями в библиотеке имени А. И. Герцена, в Доме офицеров, консультировали Кировский театр драмы, рецензировали его спектакли в прессе. Дважды бригады артистов выезжали на фронт.

Многие известные в творческой среде люди нашли во время войны приют в кировском Драмтеатре. Писатель и завлит БДТ Евгений Шварц в Кирове написал две пьесы: «Одна ночь» и «Далекий край». Вместе с женой, актрисой А. Б. Никритиной, переехал на три года в Киров известный поэт А. Б. Мариенгоф. Первые сценические шаги в эвакуации сделал тогда 14-летний Кирилл Лавров, потом возглавлявший БДТ. В то время, когда БДТ работал в Кирове, в селе Сорвижи Арбажского района был организован детский дом для ленинградских детей. Директором назначили мать Лаврова — артистку БДТ Ольгу Ивановну Гудим-Левкович. Она в детском доме организовала театр из своих воспитанников. Но некому было сыграть главную мужскую роль. И Ольга уговорила поучаствовать в спектакле своего сына, 14-летнего Кирилла. И он сыграл главную роль, хотя артистом быть не собирался и вскоре стал курсантом Астраханской авиационной школы. Став годами позже художественным руководителем БДТ, К. Ю. Лавров с теплотой вспоминал Вятскую землю.

В 1959 г. по проектам архитекторов Н. И. Козлова и Б. В. Зырина была осуществлена реконструкция здания Драмтеатра, включавшая незначительную перестройку внутренних помещений и сооружение фронтона над главным входным портиком. Со стороны улицы Энгельса построен склад декораций. В начале 1980-х гг. архитекторы В. И. Кропачев и В. И. Борцов обновили фасадную и внутреннюю отделку, несколько видоизменив ее.

Театр расположен на главной площади Кирова, и по замыслу авторов первого послереволюционного генерального плана города ему отводилась большая градостроительная роль. К настоящему времени значение здания принижено из-за окружающей его современной многоэтажной застройки. На площади перед главным фасадом театра разбит восьмигранный сквер с фонтаном, пользующийся популярностью у жителей города. 23 августа 2014 г. в сквере у Драмтеатра в присутствии министра культуры РФ В. Р. Мединского был открыт памятник певцу и артисту Ф. И. Шаляпину. Сам Федор Иванович, хоть и ни разу не бывал в Вятке, но называл себя «вятским мужиком», вел свою родословную от древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных).

2.jpg

3.jpg

Многие люди бывали на спектаклях и разных творческих мероприятиях в Драмтеатре, но мало кто знает, что скрывает его таинственное закулисье. Проникнуть туда и узнать о том, как работается и живется в Драмтеатре, нам помог его художественный руководитель Константин Солдатов.

4.jpg

Я родился в городе Баку, но спустя 13 лет в связи с разными событиями родители перевезли меня в Калугу. Старинный город, очень интересный по архитектуре, я прожил там больше 20 лет. В детстве сестра водила меня на разные спектакли, в основном в Бакинский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Меня поражали декорации, музыка, все, что происходило на сцене и, конечно, мама моя рассказывала много историй из прошлого. Она хотела стать актрисой, но у нее не получилось, и, возможно, ее нереализованные мечты трансформировались в мое желание пойти учиться в театральный институт. У меня был выбор из трех направлений: я поступил в институт культуры в Москве на менеджера кино и телевидения, тут же поступил в ГИТИС на актерский факультет, и еще у меня был проходной бал в Бауманский институт на физмат, факультет сварки. В результате решил пойти в театральный институт. Второе режиссерское образование тоже получал в ГИТИСе. Смог заняться режиссурой, ставил спектакли в разных городах, много путешествовал, вообще люблю это делать. Ставил спектакли в Тюмени, Саратове, Тирасполе, работал в Германии, и с гастролями много выезжали с театром калужским, где я проработал больше 15 лет, объехали почти всю Европу. Слушаю много разнообразной музыки, в Калуге знакомый открыл рок-бар, и я там проработал около года арт-директором, привозил различные музыкальные коллективы. При этом продолжал работать в театре режиссером, преподавать на актерском курсе.

В прошлом году написал концепцию развития Кировского драмтеатра, и там было много пунктов, которые давали понять, что я в курсе театральных процессов. На каком уровне принималось решение — не могу сказать, но программа понравилась, и я начал работать главным режиссером. Первым делом прошел и посмотрел, как выглядит театр. И я увидел его в полуразрушенном состоянии, здесь, оказывается, не было капитального ремонта больше 30 лет. Если говорить о проблемах: фасад плывет, подвал течет, стены вот эти замечательные кирпичные рассыпаются от влажности и сырости. Плюс элементы, которые отпадают от балконов, да еще и трещина идет по стене сверху вниз. С другой стороны мне надо наполнять театр внутри, а фасад это не совсем мое дело, но тут вопрос и претензия к тем, кто работал здесь раньше: почему не кричат, что театр в жутком состоянии? Недопустимо потерять это здание для города, для области, да и вообще: это ведь памятник архитектуры федерального значения!

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Что касается пространства и возможностей: удивительно сконструирован театр, вот это широкое зеркало сцены, глубокий периметр возможностей штанкетной системы и т. д. Я, когда увидел этот зал и сцену — понял, что здесь возможно создавать, рисовать пространство, моделировать. И опять же, мне кажется, были допущены ошибки во время предыдущих реконструкций. Например, частично утрачен паркет в фойе, он сейчас застелен каким-то безликим ламинатом. Потеряны двери, были такие массивные деревянные в гримерках, а сейчас там дешевые пластиковые, как в душе. Больно за это пространство, это здание, которое может быть очень ярким, интересным и уютным. Мне кажется, нет сейчас уюта в этом здании, нет гармонии. И когда я увидел фасад здания и огромные баннеры, которые перекрывают колонны, эти элементы внизу и наверху — мне тоже показалось это странным и диким, больше напоминающим сельский клуб. Сейчас мы от этого избавились. Я считаю это, в том числе, моей заслугой, очистить фасад от ненужного, подарить городу и тем, кто сюда приезжает, чистый открытый фасад как он есть.

8.jpg

9.jpg

DSC_3480-3.jpg

Очень нравится мне театральный подвал, кажется, его можно привести в порядок со временем и сделать на его базе игровые пространства. Там, конечно, трубы, системы вентиляций, старинные кирпичные кладки, очень хочется обжить это место. Еще под сценой крутится огромный механизм, там подобие такого греческого театра. Удивительный совершенно двор в театре, он пока тоже еще неуютный и неприбранный, там склады старинные, которые уходят на улицу Преображенскую, и они тоже в жутком состоянии. Мне все кажется, что боковая их часть в какой-то момент просто «сложится» и упадет ближе к «Дереву желаний».

Для меня театр — это дворец, замок, такое сказочное пространство, когда отключаешься от всего, от проблем каких-то. С утра заходишь в театр и выходишь часов в 9-10 вечера. Из-за каждодневного пребывания пространство превращается в дом, в место, где живут люди, такое большое общежитие. Не хочется говорить о разрухе, но ощущение, что здесь когда-то был праздник, насыщенная событиями жизнь. У меня ощущение, что все яркое осталось в прошлом. Театр вообще во многом живет прошлым. Сейчас нет этого поворота, желания, давайте забудем все, и будем двигаться вперед. А вот это здание — оно живет прошлым. Когда я сюда приехал у меня было ощущение, что это какое-то абсолютно советское пространство. Наверное, за счет таких вещей, как деревянные панели на стенах «Театру присвоено звание краснознаменный», как бюст Сергею Мироновичу Кирову, который стоит, как наказанный, где-то на лестнице. Когда-то здесь был праздник, который я не зацепил.

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

У театра есть музей, когда я туда зашел, то ощутил холодное пространство. В музей можно прийти, походить, почитать, рассмотреть картинки, но когда там появляется человек, который вдруг оживляет это пространство, эти картинки превращаются в череду живых эмоций, тогда ты понимаешь, что музей — это интересно, увлекательно, познавательно. Само пространство мне кажется удивительным и уникальным. В музейной комнате есть купол, остается только догадываться, для чего он создан, потому что много информации об истории этого здания потеряно, но мне кажется, купол сделан для того, чтобы распеваться, заниматься речью. Очень хорошо там себя слышно, если встать в центр под куполом и начинать говорить, ты чувствуешь вибрацию голоса, все тембральные подробности.

17.jpg

18.jpg

19.jpg

20.jpg

Что касается мистических проявлений в театре, то вы, наверное, слышали про мифы, о которых здесь говорят. Якобы существует какая-то женщина в белом, она бродит по ночам где-то на верхних этажах. [Театр по легенде строили из кирпичей Александро-Невского собора, что стало причиной появления потусторонних явлений, например, в помещениях театра регулярно видят приведение в виде красивой девушки в белых одеждах. Прим. ред.]. Очень мне нравится ходить по театру, когда отсюда все уходят: было 700 человек, зритель вышел из театра и остался вот этот шум, эта вибрация, этот жар от такого количества людей. И по вечерам, когда бродишь по театру, гуляет воздух и здесь никогда не бывает тихо, это абсолютно точно. Когда идет дождь, ощущение, что крыша театра — это такая огромная мембрана, которая постоянно вибрирует. Если все подходит по настроению, атмосфере, то артисты получают необычайное удовольствие во время репетиции. Льет дождь, вибрирует крыша, и вот все пространство начинает звучать вдруг, и никакая музыка не нужна. Это такой саундтрек бесконечный, идеальный.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

У меня сейчас программа по развитию театра на три года, и основная ее цель — обновление репертуара. Появление новых режиссеров, разнообразие актерских возможностей, усложнение сценографического решения спектаклей. Есть желание приглашать ведущих художников и режиссеров России, много знакомых профессионалов, которые готовы приехать, но на данный момент для них невозможно создать все необходимые условия, так как чем интереснее «художник» развивается, тем выше требования к райдерам и гонорарам. Из тех возможностей, которые у нас есть — это гранты, их можно привлекать, и мы сейчас этим, в том числе, занимаемся. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать образовательную театральную программу, потому что современный театр активно выходит за рамки текущего репертуара.

Моя работа не ограничивается пребыванием в театре, она продолжается и дома. Не скажу, что это каторжный труд, по нагрузке не могу сравнить с работой шахтера или хирурга, это не сопоставимо. С другой стороны, ты тратишь собственные эмоции, свою жизнь на театр, ты либо здесь, либо нигде. Эта работа заполняет большую часть моей жизни.

24.jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

28.jpg

Текст: Антон Касанов
Фото: Станислав Суворов

Если вы живете в старинном доме с богатой историей и можете рассказать интересные факты о жизни в нем, напишите нам vyatkawalks@gmail.com