Учебные заведения и экскурсии в Вятке на рубеже XIX — XX веков

Несмотря на рост интереса современного российского общества к вопросам внутреннего туризма многие аспекты дореволюционных экскурсионных практик остаются малоизученными. История проведения и организации экскурсий в Вятке в начале XX в. до сих пор не стала предметом отдельного обстоятельного исследования. Если в других губернских городах главным драйвером экскурсионной работы зачастую становились общественные организации, то в Вятско-Камском регионе экскурсионная деятельность осуществлялась преимущественно учреждениями системы образования при поддержке земских органов.

Первые упоминания об организации экскурсий в учебных заведениях Вятки относятся к началу XIX в. Тогда это была частная инициатива тех или иных педагогов, желавших разнообразить учебный процесс. После Великих реформ с оживлением общественной жизни на рубеже XIX – XX вв. в России происходит всплеск интереса к экскурсионной деятельности. В этот период педагоги увидели в экскурсиях «хорошую возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, и значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизив учащихся к самой природе всех вещей» .

Общий северной части города с колокольни Александро-Невского собора. г. Вятка. 1913 – 1914 гг.

Общий северной части города с колокольни Александро-Невского собора. г. Вятка. 1913 – 1914 гг.

Широко развиты в Вятке начала XX в. были природоведческие экскурсии, которые проводились в большинстве учебных заведений губернского города. В частности, подобный тип прогулок доминировал в экскурсионной практике одного из крупнейших образовательных центров Вятско-Камского региона в дореволюционный период – Вятской мужской гимназии. Большая часть таких экскурсий была посвящена знакомству учеников с природой в разные временные периоды, изучению растений и зеленых насаждений. Наиболее распространенным типом экскурсий были походы в гимназический сад. Здесь воспитанники учебного заведения «соревновались в распознавании различных пород деревьев и кустарников».

Совершались регулярные прогулки на реку Вятку, где «разбирался вопрос о замерзании воды и ее значении в экономике земного шара», осматривались овраги и ключи. Проводились и более длительные экскурсии в пригороды Вятки, ученики знакомились с работой сельскохозяйственной фермы, теплиц общества садоводства, посещали конюшни государственного коннозаводства. Такие прогулки проводили чаще всего для учеников I, II и III классов гимназии преподаватели природоведения. Количество подобных экскурсий колебалось от 6 до 14 в разные годы.

Популярностью у учеников пользовались экскурсии на производство. Воспитанники учебных заведений посещали железнодорожные мастерские, электрическую станцию, епархиальный свечной завод, кондитерскую фабрику, дрожжевой завод Смолянинова и т. д. Подобные экскурсии не только давали детям знания по технической части, но и сильно впечатляли чисто житейскими зарисовками, как воспитанников гимназии, так и преподавательский состав. Так, сопровождавший учеников IV класса 2-ой Вятской мужской гимназии на экскурсии по льнопрядильной фабрике Булычева преподаватель Павлов характерно описал свои впечатления:

«…Выйдя из фабрики, мы вздохнули полной грудью свежим воздухом. Не отрадное впечатление осталось у учащихся от посещения фабрики. Работающие, главным образом, состоят из женщин и детей. В прядильне и ткацкой воздух насыщен влажностью и смазочным маслом, в сортировочной мельчайшая пыль стоит туманом, несмотря на действие вентиляторов. И вот в такой-то атмосфере среди шума и гама работают женщины и дети».

Вятская электростанция. Начало XX в.

Вятская электростанция. Начало XX в.

Отчеты об экскурсиях на производство печатались в вятских газетах («Вятские губернские ведомости», «Вятская речь») и в каком-то роде не только являлись красочным описанием экскурсии, но и рекламой самим предприятиям, администрации которых весьма любезно относились к экскурсантам. Так, «Вятская речь» при характеристике экскурсии воспитанников коммерческого училища на древообделочный завод Петухова указывает, что специально для визитеров была разработана особая экскурсионная программа. Она длилась с 10-00 до 18-00, для удобства демонстрации остановлены были станки, гостей кормили завтраком, дарили сладости и даже выделили транспорт для трансферта обратно в учебное заведение.

Та же газета писала в 1911 г., что администрация писчебумажной фабрики Первушина в с. Медяны специально приурочила запуск работы предприятия к экскурсии учениц Вятской женской гимназии. К услугам экскурсантов были специальные сотрудники фабрики, которые организовали пикник с горячим чаем из самоваров.

Ученики коммерческого училища во дворе учебного заведения в день окончания учебного года 1911-1912. На заднем плане – особняк Т. Ф. Булычева. г. Вятка. 1912 г.

Ученики коммерческого училища во дворе учебного заведения в день окончания учебного года 1911-1912. На заднем плане – особняк Т. Ф. Булычева. г. Вятка. 1912 г.

Экскурсии культурно-познавательной и религиозной направленности также представляли большой интерес для учеников, являлись инструментом их нравственного воспитания. Распространенной практикой был осмотр достопримечательностей города, посещение вятских храмов – Александро-Невского и Кафедрального Троицкого соборов, мужского и женского монастырей и т. д.

При этом воспитанников учебных заведений не просто знакомили с историей православных святынь, но и пытались показать, как устроены изнутри процессы в монастырях и храмах, как проходит их хозяйственная и экономическая жизнь. Например, в документах женской гимназии за 1902 г указано, что ученицы VIII класса 28 ноября 1902 г. не просто изучали историю Преображенского женского монастыря, но и осматривали рукодельные и живописные мастерские, изучали, как проходит «чеканка икон» и т. д. Часто экскурсии в храмы заканчивались молебном, совмещались с православными праздниками.

Преображенский женский монастырь — вид со двора. г. Вятка. Начало XX в.

Преображенский женский монастырь — вид со двора. г. Вятка. Начало XX в.

Практиковались администрацией учебных заведений выезды с экскурсионными целями за пределы Вятской губернии. Такие поездки могли быть разными по временной протяженности и содержанию. В женской гимназии воспитанницы имели возможность в каникулярное время посетить Казань или Санкт-Петербург. Цели таких поездок были разными, в столицу ученицы отправлялись, чтобы осмотреть достопримечательности, в Казани же часто проводились кустарные и промышленные выставки, которые посещала вятская молодежь.

В мужской гимназии разрабатывали более сложные по организации поездки. Например, в 1913 г. 34 ученика V, VI, VII и VIII классов под руководством инспектора Суханова, преподавателя природоведения и географии Филиппова и врача Завалихина совершили экскурсию по России. Они посетили Пермь, Казань, Астрахань, Баку, Тифлис, Батуми, Ялту, Севастополь, Одессу, Киев и Москву. «Вятская речь» сообщала, что «из своей поездки гимназисты вынесли огромную массу впечатлений, знаний и наблюдений. Многие вели дневники и записывали в них все достойное внимание из встреченного на таком огромном пути. Хотя экскурсия продолжалась более 40 дней, каждый участник издержал за всю поездку всего около 40 рублей». В 1914 г. удалось повторить это масштабное турне по России и даже добавить в экскурсионную программу новый город – Санкт-Петербург.

На Дворцовой площади. г. Санкт-Петербург. 1913 г.

На Дворцовой площади. г. Санкт-Петербург. 1913 г.

С началом Первой мировой войны экскурсий в учебных заведениях стало проводиться значительно меньше, а где-то они и вовсе прекратились. Однако администрация женской гимназии в этот период решила обратиться к формату подобному «виртуальной экскурсии». Так, в «Отчете женской гимназии за 1915 г.» указывалось: «образовательных экскурсий в отчетном году не было…15 февраля для учениц гимназии была прочитана членом императорского географического общества М. П. Преображенской лекция со световыми картинами о Кавказе и о восхождении на вершину Казбека».

Пример учительницы Владикавказского женского епархиального училища Марии Преображенской должен был вдохновить юных воспитанниц гимназии и привить им любовь к туризму. Интересно, что Преображенская рассказывала про свои экскурсии на Кавказ не только гимназисткам, но и ученикам коммерческого училища, на молодежь лекция путешественницы произвела сильное впечатление.

Вид на Владикавказ. Начало XX в.

Вид на Владикавказ. Начало XX в.

Таким образом, экскурсии в начале XX в. проводились во всех учебных заведениях города Вятки. В каждом из них имелась своя специфика проведения подобных мероприятий. Например, в мужской гимназии большая часть экскурсий носила природоведческий характер, а в женской гимназии ученицам всего чаще организовывали прогулки для обзора городских достопримечательностей и на производство. Количество проведенных экскурсий также разнилось. В мужской гимназии только за 5 лет (1905 – 1906, 1908, 1911, 1913 гг.) была организована 51 экскурсия. В тоже время в женской гимназии всего в период с 1900 по 1915 гг. воспитанницы посетили лишь 32 экскурсии.

Количество экскурсантов также различалось, обычно составлялись группы в несколько десятков человек. Самым масштабным выездом стала в 1911 г. прогулка учениц, педагогического состава и родительского комитета Вятской женской гимназии в село Медяны. В этом мероприятии приняло участие 430 человек, они отправились в путешествие на пароходе «Отец». Важно отметить, что владевшее судном «Товарищество Вятско-Волжского пароходства» предоставляло ученикам право бесплатного проезда, что положительно сказалось на интенсивности экскурсий в отдаленные от губернского центра местности.

Пароходы «Товарищества Вятско-Волжского пароходства» на пристани у г. Вятки. Начало XX в.

Пароходы «Товарищества Вятско-Волжского пароходства» на пристани у г. Вятки. Начало XX в.

Экскурсии способствовали сплочению воспитанников учебного заведения, расширению их кругозора, получению дополнительных практических знаний. Общество позитивно восприняло идею ученических экскурсий, поэтому, в частности, промышленники способствовали прогулкам на свои предприятия, власть не препятствовала развитию экскурсионного дела, пресса активно освещала экскурсии самых разных вятских учебных заведений, тем самым, работая на популяризацию экскурсионного дела в губернском центре.

P. S. Полную версию статьи со ссылками на источники и литературу можно прочитать здесь