Набоков, бабочки и дети вятского купечества

45 лет назад (2 июля 1977 г.) умер писатель Владимир Набоков. Помимо литературы одним из наиболее значимых увлечений Набокова была бонистика и энтомология. Это хобби привело его к знакомству и дружбе с крупнейшим русским зарубежным бонистом ХХ века Николаем Кардаковым, с которым Набоков неоднократно встречался в Европе. 

EYKz0Krbo_g.jpg
Владимир Набоков. Фото: Horst Tappe 

Николай Кардаков — сын вятского предпринимателя И. С. Кардакова. Иван Семенович происходил из крестьян Котельничского уезда Вятской губернии, вместе с братьями Ильей и Петром построил «крупотолоконный завод», выпускавший овсяное толокно, названное «Русский Геркулес». Основал торговый дом «Иван Семенович Кардаков с сыновьями» и создал роскошный магазин в губернском центре на углу Спасской и Николаевской улиц. В этом месте и сейчас работает магазин, сохраняющий название «Кардаковский».

В 1918 – 1919 гг. И. С. Кардаков воевал в армии Колчака и погиб под Омском. У Ивана Семеновича осталось три дочери и три сына. Второй его сын Николай после революции мигрировал в Германию, окончил Геттингенский университет по специальности энтомология (наука о насекомых). В 1921 г. поступил на работу в Германский энтомологический институт. Десять лет работал внештатно, затем с повременной оплатой. В 1934 – 1943 гг. уже состоял в штате лепидоптерологом. Портрет профессора Кардакова был сделан для американской коллекции энтомологов мира. Институт из-за бомбардировок был эвакуирован. Николай Иванович устроился в Зоологический музей университета им. братьев Гумбольдтов в Берлине.

В 1951 – 1953 гг. его научные работы получили премии Германской академии наук. В 1956 г. Кардаков даже выдвигался на Нобелевскую премию, но не был отмечен комитетом. Он имел крупные коллекции тропических бабочек и нумизматики. Издал каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769 – 1950 гг. (1953 г., Берлин). До 1960-х годов поддерживал связь с родственниками в СССР по переписке.

Сохранились достаточно любопытные воспоминания Набокова о Кардакове и его научной деятельности. Вот что писал Владимир Набоков письме своей жене Вере 8 июня 1926 г.:

«Кардаков рассказал мне удивительную историю о времени, проведённом им в Уссурийском крае, во время экспедиции по энтомологии. Отношение крестьян, к нему, как к энтологу, было скверным (дело дошло даже до попытки убийства) по двум причинам. Во-первых: он просил мальчишек доставлять к нему жуков и платил по 2 копейки за штуку, а местные мужики стали говорить: Вот он, «доктор», на грош покупает, а потом за тысячу рублей перепродаёт. Однажды он попросил найти очень редкого жука, обычно живущего в поленнице дров. Пацаны жука нашли, но все поленья в деревне разбросали. После этого мужики решили убить «доктора». И, во-вторых: все считали, что он – «доктор», и к нему валом валили больные и беременные бабы. Он пытался объяснить, что лечить не умеет, но ему никто не верил и считал, что это только от злости и гордости. Поэтому скоро им пришлось уехать».

Владимир Набоков подписал одну свою книгу «Дорогому Николаю Ивановичу Кардакову от автора», сопроводив свой автограф стихами:

«…Издалека узнаешь махаона
По солнечной тропической красе:
Пронесся вдоль муравчатого склона
И сел на одуванчик у шоссе…».

Так сын вятского купца оказался знакомым с одним из крупнейших русских писателей зарубежья XX века.