Морозовы: старательный отец и хулиганистый сын

Читал старые газеты и наткнулся на такую заметку в «Вятской речи» за 1910 год: «Юный хулиган. Нам сообщают, что проходящие мимо дома Морозова на Никитской улице учащиеся дети очень часто подвергаются нападениям и кулачной расправе со стороны 17-летнего сына домовладельца Морозова, исключенного из реального училища за «хорошее» поведение и столь же «прекрасные» успехи. На жалобы родителей, дети которых подверглись избиениям хулигана, старик Морозов обычно отвечает: «Что я могу с ним сделать?». Были случаи, когда проходившие дети, подвергшиеся нападению хулигана, приходили домой с окровавленным лицом и испорченным платьем». 

В этой заметке речь идет про семейство Афанасия Григорьевича Морозова. Он родился в конце 1860-х годов в селе Спасо-Купалица Судогодского уезда Владимирской губернии. В Вятке Морозов работал строительным подрядчиком, его люди возводили многие дома, ставшие лицом нового облика города в начале XX века, например, Пермь-Котласский вокзал, особняк Ездакова, Феодоровскую церковь. По мнению краеведа Владимира Любимова, Морозов со своей артелью приехал в Вятку на строительство вокзала, но, увидев, что город развивается и есть много перспектив для работы, решил остаться на постоянное место жительства.

Вполне возможно, что сейчас про Морозова никто бы и не вспомнил, а на заметку про его сына мы бы не обратили внимание. Но так вышло, что в ход истории «вмешалась» семья Александра Грина. Дело в том, что в Вятке Морозов решил поселиться на Никитской улице и приобрел деревянный дом солдатки Александры Ивановой. Здесь Гриневские квартировали в 1894 – 1895 гг. В начале же XX века деревянное здание было снесено новым хозяином, а на месте старого дома в 1906 г. по проекту архитектора Эмиля Нюквиста был построен небольшой по размерам каменный одноэтажный особняк с мезонином.

В этом здании в 1980 г. и был открыт музей писателя Александра Грина. Через пять лет сотрудник кировского областного краеведческого музея, знаменитый генеалог В. А. Любимов обнаружил в архивных материалах, что Гриневские не жили в доме Морозова, но переезжать экспозиции было некуда и все осталось как есть. Спустя много лет на Никитской улице уже почти не сохранилось старых домов. Морозовский дом, откуда любил когда-то выбегать хулиганистый сын хозяина, теперь стоит в окружении гигантских новостроек. И лишь охранный статус дома-музея сохранил скромный по объемам особняк Афанасия Григорьевича от разрушения.

Кстати, вполне возможно, поселился Афанасий Морозов именно в этой (северной) части города не случайно, ведь его усадьба была рядом с улицей… Морозовской. Имя ее, конечно, никак не связано с историей семьи Афанасия Григорьевича, но все равно…звучит интересно. Про послереволюционную судьбу Морозовых ничего не известно, в 1920-е годы их следы, увы, теряются.


ZU7kKLqx1ts.jpg
Фото из архива семьи Лысовых, 1960-х годов. Отлично (если исключить заводской район в перспективе), передающее атмосферу улицы Никитской, когда здесь еще жили Морозовы. Третий справа как раз тот самый морозовский дом, в котором сейчас музей Грина. Все остальные здания были разрушены.

LDzhrfrRlt8.jpg
Этот же ракурс от того же фотографа, но в конце 1980-х годов

eVyrSq_IGSs.jpg
Дом-музей А. С. Грина (Володарского, 44). г. Киров. 1980 г. Фото: В. Коваленко.

bvLgbgtDYps.jpg
Дом-музей Грина летом 2024 г.