Концерт Виктора Цоя в Кирове. 1986 год. Как это было.
21 июня 2022 года исполнилось бы 60 лет Виктору Цою. Увы, но жизнь рок-героя прервалась достаточно рано в результате страшной трагедии. Тем не менее, слава его и актуальность творчества не ослабевает с годами. Все также каждый город ищет точки пересечения с именем Виктора Робертовича. Тоже самое касается и Кирова, где Цой вместе с группой «Кино» выступил в октябре 1986 года в ДК Металлургов. Этот, ставший уже легендарным, концерт был крайне спонтанным, но все же значимым и памятным для ценителей творчества Цоя. Мы разыскали несколько очевидцев выступления группы «Кино» в Кирове и расспросили их о том, каким им запомнился Виктор Цой, как воспринималась его музыка и какие события окружали тот самый концерт в ДК Металлургов.
Осень – начало зимы 1986 года была для группы «Кино» достаточно продуктивной. С концертами коллектив в сентябре-октябре посетил Ригу и Таллин, шла подготовка к зимним выступлениям в Ленинграде в ДК «Красный Октябрь», ДК Связи и ЛРК, на дне рождения Константина Кинчева. Города Кирова в гастрольном графике «Кино» изначально не стояло. Местные любители рок-музыки планировали пригласить на свой первый рок-фестиваль в октябре 1986 года уже всесоюзно известную группу, но это должна была быть не «Кино», а «Странные игры». Однако этот коллектив по каким-то причинам в Киров приехать не смог. Тогда Виктор Сологуб (один из основателей «Странных игр») и предложил «привести» «Кино» с Виктором Цоем. Приехавшие встречать музыкантов в аэропорт Победилово кировские рокеры крайне удивились увидев, что из самолета выходят Цой и Ко, а вовсе не те, кого они так хотели услышать и увидеть.
Тем не менее 25 – 26 октября 1986 года вошли в историю кировского рока, и немаловажную роль сыграл концерт группы «Кино» в первый день фестиваля. Сегодня многих участников того концерта уже нет в живых, так, один из главных организаторов рок-фестиваля 1986 года Сергей Джеки Перминов умер в 2013 году. Многие известные в 1980-е годы кировские рокеры уехали в другие города, кто-то и вовсе не хочет вспоминать былое. Но всё же мы нашли несколько очевидцев тех событий и зафиксировали их воспоминания о кировском концерте Виктора Цоя в октябре 1986 г.
Владимир Головенкин
В 1986 г. — меломан, организатор рок-концертов в конце 80-х – начале 90-х гг.
Организатора и идейного вдохновителя первого рок-феста в Вятке Сергея Джеки Перминова уже нет в живых. Он много лет жил в Петербурге и был знаком с питерской андеграундной творческой жизнью изнутри, а в Вятке в середине 1980-х годов практически не было рок-концертов. Джеки приглашал на открытие вятского рок-клуба группу «Странные игры» и ждал именно их, но прилетел в Вятку только Виктор Сологуб и привез вместе с собой музыкантов группы «Кино», что было неожиданно для всех. Насколько мне помнится, концерт «Кино» в Кирове широко не афишировася, ажиотажа не было. Афиш я не помню, ну, может быть, только на ДК Металлургов была афиша Рок-фестиваля, но если и была, то уж точно без «Кино».
Первый рок-фест стал событием исключительным. Участвовало 4 группы: «Шанс», «Аттракцион», «ЧП» и «Кино». Фестиваль шел два дня в спортивном зале ДК Металлургов 25-26 октября 1986 года, если не ошибаюсь в датах. Пришли на фестиваль по большей части друзья музыкантов и друзья друзей. Ждали первый рок-фест, группу «Странные игры» из СПб, а появление «Кино» в Кирове было незапланированным событием. В местной рок-тусовке их знали, конечно, по магнитоальбомам, но в начале 1980-х годов «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Странные игры» были известны в СССР, скажем так, узкому кругу людей, причастных к культуре катушечных магнитоальбомов, эти группы не звучали по радио и на ТВ.
Меня на фестиваль пригласили друзья, устроители мероприятия. Музыкантов группы «Кино» стихийно увидел в туалете ДК, где они курили перед выходом на сцену. Они были одеты во все черное с надписями «СПАСЕМ МИР!» на футболках. Это запомнилось и впечатлило как провокация, ведь коммунистическая идеология к этому не призывала. Народу на «Кино» собралось где-то половина спортивного зала, человек 200-300. Было устроено несколько рядов сидений, большинство публики сидело на полу. Под баскетбольным кольцом напротив была устроена сцена. После концертного рокфеста был устроен типа «Музринг» с музыкантами всех 4 групп, публика могла задавать вопросы. Что говорил Цой, дословно не запомнилось, что-то о том, что в Питере так же когда-то всё начиналось по атмосфере, никого не хвалил, политику также не обсуждали.
Думаю, никто не расстроился, что приехали «Кино», а не «Странные игры». Ну, разве что Джеки. Думаю, он создал в Вятке свою версию «Странных игр» — группу «ЧП» и ему было интересно всем и самому себе показать, что местный продукт не менее интересен, чем питерский. Меня сегодня более всего занимает в этой истории вопрос — почему именно Цой? Он в начале 80-х был простым панк-басистом. Думаю, именно, первые пластинки The Cure круто развернули его мировоззрение плюс The Systers of Mercy и The Smith, ну и врожденные таланты копировать и пафосно смешивать краски... В Вятке, закрытой для иностранцев, в начале 1980-х годов никто не слышал эти группы, поэтому Цой и «Кино» впечатляли, и думаю, не только меня... Часто ли я вспоминаю тот концерт? Нет... Цой для меня далеко не главный музыкант в жизни.
Алексей Федяков
В 1986 г. — музыкант группы «ЧП»
Мы с Джеки ездили в Питер, договорились со «Странными играми», с Сологубами. А приехала почему-то нежданно-негаданно группа «Кино» с Витей Сологубом в качестве «радиста». Ну и хорошо, для провинциальных музыкантов от «Кино» больше было пользы. Почему для концерта выбрали спортивный зал ДК Металлургов? У нас там была точка, и я там работал художником. Трудностей в подготовке концерта не было, там хорошая директриса была — Людмила Пикова.
А о Цое тогда в Вятке мало кто знал. Разве что на уровне песни «Алюминиевые огурцы». На концерте сразу стало понятно, что заехал супергерой. Люди в основном сидели, слушали. Тогда всем казалось, что танцы — это танцы. А русский рок — это святое, его надо внимательно слушать. Публика собралась разношёрстная. От комсомольцев до нигилистов. Первый рок-фестиваль, всё-таки. Казалось, как будто теперь всё можно. А песни... Цой пел свой стандартный набор из мегахитов. Лучше всех обобщила впечатления от концерта мама Кости Кремлёва: «Монголёц-то больно уж высоко прыгал». А так, глупые были все, молодые...
Каким запомнился тогда Цой? Я в тот вечер понял, что лицом не вышел на сцене песни петь. И до сих пор так считаю. Лично с парнями из «Кино» пообщаться не удалось, они сторонились всех чужих. И правильно. Этим не нужно было. Они в супергероев играли тогда, в героические позы вставали, как ещё...
Миша Гольцев вёл все рок-концерты в Вятке в качестве конферансье. И каждый, без исключения концерт начинал фразой «Наконец-то рок пришёл в город Киров». Цой умер уже четверть века назад. Я до сих пор его поклонник.
25 – 26 октября 1986 г.
Валерий Девяткин (Девятериков)
В 1986 г. — студент художественного училища
Я знать не знал, что устраивается какой-то фестиваль, не видел никаких афиш и уж тем более не имел представления ни о каком Цое и «Кино»... И вот когда я зашел в зальчик, где все это должно было происходить, там уже выступало несколько команд. Играл «Шанс» из ДК Шинников, «Аттракцион» из ДК Строителей. Потом на сцену вышли ЧП: Перминов, Федяков, Пух, Быков и Кремлев. Это было потрясно: их музыка отличалась от официального рока тем, что имела большую энергию протеста, пусть даже не совсем оформленного и не совсем осознанного. Вся молодежь ринулась к сцене, все засвистели, замахали руками...
Тем временем «ЧП» отыграли, на сцену вышел ведущий и объявил, что вместо групп «АукцЫон» и «Странные игры» выступит Виктор Цой и группа «Кино» — встречайте! А я еще в антракте бродил по коридорам ДК, заглядывал во все щели и двери. Открываю одну из дверей и вижу: сидят незнакомые тогда музыканты из «ЧП» и «Кино». Рядом с ними могуче возвышается Вилен Агаев. Он удивленно спросил у меня: «А ты то тут как оказался?» — «А я пацифист» — ответил я. «А-а-а-а…» — понимающе произнес тот и вручил мне полстакана, которые я тут же без закуски выпил. Потом Агаев с волнением в голосе показал мне на один из углов гримерной: «Вон Цой!». Мне же было абсолютно пофигу. Я не знал, кто это такой. Потом в дверях гримерной я не раз сталкивался с Цоем, но внимания на это практически не обращал... Цой был простым парнем, но чувствовалось, что он знает себе цену, что время и подтвердило.
Когда они заиграли, я подумал, что «ЧП» получше будет, но смотрю: публика кричит, машет руками пуще прежнего... Все «киношники» были в черных робах, и на спинах у них было написано «Кино». Музыканты совершенно не двигались на сцене, только Цой тихонько пританцовывал. Исполняли, помнится, «Тем, кто ложится спать, спокойного сна». На следующий день было тоже самое. Вот только в «Кино» я воткнулся намного серьезнее. И тексты, и музыка у Цоя были гораздо круче, чем у «ЧП».
Судя по опубликованным в книге Виталия Калгина «Звезда по имени Виктор Цой» материалам, непосредственно привезший в Киров группу «Кино» Виктор Сологуб получил от рок-фестиваля в ДК Металлургов достаточно смутные впечатления. «Ничего толком не помню. Только завтрак в гостинице и обратную дорогу, когда пьяный Витя с верхней полки упал» — вспоминал Сологуб в интервью Калгину.
Безусловно, нельзя не отметить и смелость директора ДК Металлургов Людмилы Пиковой, которая сильно рисковала, приютив у себя в учреждении рокеров. Впрочем, спортивный зал ДК едва ли мог считаться идеальной концертной площадкой, но выбирать в тех условиях особо не приходилось. Концерт «Кино» сопровождали технические сложности. Так, ставившие свет перед выступлением Виктора Цоя специалисты «Светового салона» (коллектив электроцеха Кировского ТЮЗа) столкнулись с трудностями, так как размещать световые приборы в спортзале ДК Металлургов было технически трудно, и в результате огромное пространство зала «съело» всё световое оформление.
Немаловажно и то, в какой общественно-политической атмосфере проходил первый кировский рок-фестиваль в октябре 1986 г. Так, журналист Михаил Коковихин вспоминал: «Помню, кагебешники (типа Юрия Исупова) в чёрной «Волге» отслеживали наплыв «диссидюг» вроде Лёши Безденежных. Виктор Цой – тоже в чёрном – незабываемо пел: «Перемен! Мы ждём перемен!». Чекисты, комсомольцы, рокеры и всех сортов неформалы – все эти совершенно разные социальные страты смешались вокруг октябрьских событий в Кирове.
С 2011 года в Кирове ведутся разговоры об установке памятника Виктору Цою. На народные деньги его планировали поставить в сквере за кинотеатром «Октябрь». Правда, осуществить идею инициаторам по сей день так и не удалось. Впрочем, память о Викторе Цое и его удивительном спонтанном концерте в Кирове в октябре 1986 года по-прежнему живет, как и о первом вятском рок-фестивале, который стал важнейшим этапом в жизни кировского рока и его героев.
Фото из архива Владимира Головенкина