«Горком партии дал им, как водится, по шапке...». Первые гастроли Муслима Магомаева в Кирове.

25 октября  — День Памяти прославленного советского певца и актера Муслима Магомаева (17 августа 1942 — 25 октября 2008). 

bqv5RzoVfNg.jpg
Муслим Магомаев

38 лет назад Магомаев вместе с Тамарой Синявской впервые посетил с гастролями Киров. Тот приезд подробно описал в своей книге «Этюды о знаменитостях» известный деятель кировской культуры Евгений Деришев:

«В феврале 1982 года в Киров впервые приехали с концертами Муслим Магомаев и Тамара Синявская. «Пробить» таких солистов – два народных артиста СССР разом – в те времена, признаюсь, было непросто. И вот встречаем эту замечательную пару на кировском вокзале, хлеб-соль, как водится, цветы и – в гостиницу «Вятка». Знаменитый триста пятый люкс Муслим Магометович воспринял нормально. Несколько холодноватое отношение ко всему, конечно, чувствовалось. Но поначалу это можно было хоть чем-то объяснить: артисты с дороги, устали да и осмотреться на новом месте нужно…

Приехали на площадку, сотрудники выгружают аппаратуру. А это не только усилители, другая звуковая аппаратура, но и видео, чего в ту пору в Кирове практически не было. Да и приезжавшие в Вятку эстрадники, всякие рок-и поп-группы, «пузочесы», как их тогда называли, к своим выступлениям на сцене филармонии относились несколько иначе, в антрактах предпочитали «расслабляться». А Муслим Магометович и Тамара Ильинична все свои концерты записывали на видео, в антрактах же прокручивали кассеты, анализируя выступление друг друга. Магомаев молча курил «Мальборо», а Синявская говорила ему: «Муслик, вот здесь нужно сделать то-то и то-то...». И соглашалась, если в свою очередь он ей подсказывал что-то важное. Меня поразило такое отношение к делу, к творчеству, к искусству...


Тогда, честно признаюсь, меня несколько угнетала некоторая отстраненность Муслима Магомаева в начале гастролей, а то, что даже за автографами он к себе никого не подпускал, просто убивало. Словом, я не выдержал и сказал:

«Простите, Муслим Магометович, но когда в двадцать первом году вашему деду, замечательному классику азербайджанской музыки, было очень трудно, он пришел к Кирову, который тогда возглавлял республику, и Сергей Миронович оказал ему всяческую поддержку: улучшил условия быта и творчества…».

И Магомаева будто подменили, он стал более открыт в общении. А в творчестве и так все было безупречно.

Дуэт Синявской и Магомаева просто заворожил вятскую публику. То, что зарубежную классику они пели на языке оригинала, не могло не восхищать. Поразило и то, с каким изяществом и профессионализмом Муслим Магомаев играл на рояле, аккомпанируя себе и Тамаре Синявской. В оркестре, конечно, был свой штатный пианист, но Магомаеву он всегда инструмент уступал. Поразил необычайный вкус в отборе репертуара, что роднит Муслима Магомаева с Иосифом Кобзоном. Их кредо – не потакать публике, а поднимать ее до новых высот понимания прекрасного.

qcvEv3257gs.jpg

Словом, первые гастроли Тамары Синявской и Муслима Магомаева в Кирове закончились более чем успешно, горком партии дал им, как водится, по шапке – по головному убору производства меховой фабрики «Белка», а мы с нашими замечательными солистами «на посошок» пригубили азербайджанского коньяка, который Муслим Магометович привез с собой. Та встреча с Вяткой была не последней. Два года спустя, в 1984 году, Муслим Магомаев и Тамара Синявская вновь откликнулись на приглашение посетить Киров. На этот раз приглашающей стороной выступил завод имени Лепсе. Перед концертом по просьбе дирекции Синявская и Магомаев побывали в заводском музее, сфотографировались на память. Сам же концерт проходил на переполненном стадионе «Родина».

Все больше звучали шлягеры, которые были на слуху, а вот классических вещей было поменьше. Благодарные зрители выбегал на поле к импровизированной сцене, от былой отстраненности звездных солистов не осталось и следа, чувствовалось, что они прониклись уважением к Вятскому краю и вятским зрителям, и этот второй приезд в Киров Тамары Синявской и Муслима Магомаева как бы закрепил доброе отношение к кировчанам».