Виталий Удов — художник, который смотрел в будущее

В 1960-е годы главными художниками-монументалистами Кирова были Ильяс Юмагулов и Виталий Удов. Если памяти первого в фундаментальном труде «История Вятского искусства 17 – 20 веков в рассказах и лекциях для учащихся» искусствовед Н. Д. Сметанина уделила целую статью, то про Удова написано только пара строк. Несмотря на то, что именно Удов в 1960-е годы, будучи главным художником города, отвечал за эстетический облик областного центра и создал несколько десятков сграффито и мозаик, тем не менее, до сих пор деятельность этого значимого деятеля искусства не стала предметом отдельного исследования. В тоже время в начале 2018 г. кировские СМИ сообщили о том, что при ремонте Авиационного техникума будет уничтожено последнее оставшееся в Кирове сграффито Удова. В текущей статье мы исследовали жизнь и творчество художника на вятской земле.

1.jpg
Виталий Удов

60-е годы прошлого века были продуктивными для кировского «Союза художников», члены которого вместе со всей страной еще не утратили энтузиазма эпохи «Оттепели», желания менять посредством искусства окружающее пространство и мировоззрение людей. В 1960-е годы в творчестве кировских художников преобладали революционные, фронтовые, производственные сюжеты, в портретах — образы героев войны или передовиков труда, а в пейзажах — индустриальные мотивы: дымящие трубы промышленных гигантов, огромные стройки, линии высоковольтных передач. Также создавались лирические пейзажи, декоративные натюрморты, психологические портреты. В самых различных по формам и жанрам произведениях художники отображали успехи строительства новой послевоенной жизни. 

Важнейшим процессом стало появление в местной культурной среде молодых живописцев, скульпторов и графиков. Именно в этот период в Кирове начинают творить ныне такие ныне признанные мастера как: Владимир Бондарев, Пётр Вершигоров, Георгий Вопилов, Аркадий Колчанов, Вера Копылова, Клара Коциенко, Николай Пименов, Вера Ушакова, Виктор Харлов, Инна Широкова, Ильяс Юмагулов. Большинство из них было выпускниками учебных заведений Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы. Виталий Удов был как раз одним из этой когорты, на рубеже 50 – 60-х годов прошлого века, только начинавших свой творческий путь. 

2.jpg
Мозаика В. Удова на торцевой стене здания кировской прокуратуры (ул. Володарского, 98).
г. Киров. 1950 – 1960-е гг.

Виталий Удов родился в Самаре 27 октября 1930 г., окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, в 1958 г. прибыл по распределению в Киров. Уже спустя год, 30 апреля 1959 г., главная областная газета «Кировская правда» сообщала, что Удов для краеведческого музея города Кирова создал большую диораму по мотивам событий второй половины XVII в. На полотне диорамы художник изобразил сцены расправы монахов и монастырских слуг Успенского Трифонова монастыря над крепостными крестьянами села Вознесенского (ныне — Суна) Вятской губернии, недовольными увеличением барщины и оброка. «Кировская правда» положительно характеризовала плоды творчества молодого художника, особо указывая на то, что ему удалось изучить региональную историю и отразить важный момент противостояния народа с царизмом и православной церковью.

Появление подобной диорамы отражало определенный идеологический заказ властей, так как в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. в СССР начался новый виток борьбы с религией. В Кировской области ликвидированы были массовые паломничества к святым местам, вдвое сократилось число православных общин, закрыто 40 из 75 церквей. Кандидат искусствоведения, член Союза художников России А. В. Шакина указывает на то, что в данный хронологический период «отличительной чертой художественных процессов… явилась их тесная связь с политическими событиями в России. «Социальный заказ» прослеживался в тематике выставочной деятельности, выборе сюжетов художниками разных поколений». Важно отметить, что одна из первых работ Удова в Кировской области как раз полностью отвечала подобному «социальному заказу».

3.jpg
Статья в газете «Кировская правда» о диораме, созданной В. Удовым.
30 апреля 1959 г.

Конец 50-х – начало 60-х гг. XX в. ознаменовался в истории Кирова появлением новых культурно-просветительских учреждений. На смену старым, деревянным дореволюционным «синематографам» приходили отвечавшие требованиям эпохи залы со всей необходимой техникой для показа фильмов. Так в Кирове появились кинотеатры «Восток», «Мир», «Дружба», «Алые паруса», многочисленные «Дома культуры». Перед художниками стояла задача придать этим зданиям определенную эстетику. Таким образом, Виталий Удов получил задачу поработать над декоративными украшениями как интерьера, так и фасадов многих учреждений культуры. В начале 1960-х гг. художник создает мозаическое полотно на популярную тогда тему космоса в кинотеатре «Восток» (г. Кирово-Чепецк), делаются росписи в «Алых парусах», два мозаических панно на темы спорта и дружбы народов было написано для ДК «Металлургов». Работы Удова становятся востребованными за пределами Кирова, он создает монументальные росписи в городе Мураши, на Прокопьевском торфопредприятии, в Мухинском совхозе, в поселке Нижнее-Ивкино и т. д.

Во многом Удов был в те времена новатором. Так, газета «Кировская правда» 9 марта 1965 г. сообщала: «Немало достопримечательностей в городе Кирове. Но есть ли у нас хоть одна монументальная роспись на здании, да такая, чтобы вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью? Не было никогда у города Кирова такой достопримечательности. Сейчас она есть. И автор ее Виталий Удов». Речь в статье шла о мозаической росписи на здании плавательного бассейна пединститута в парке им. Ю. А. Гагарина, которую журналист В. Скрябина назвала первой в городе. В этот же период времени молодой художник занимается оформлением внутреннего и внешнего пространства магазинов, пристального внимания к облику которых ранее в Кирове не было. В начале 1960-х гг. по замыслам Удова проводятся работы в магазине «Елочка» Северного поселка г. Кирова (микрорайон «Филейка») и в продовольственном магазине № 10 на Октябрьском проспекте.

4.jpg
Сграффито В. Удова на северной части корпуса авиатехникума.
г. Киров. 2018 г.

Самые известные работы Удова в Кирове создаются художником в середине-второй половине 1960-х гг. В 1966 г. Удов украшает двумя сграффито южный и северный корпуса Авиационного техникума, появляются нетривиальные росписи на торцевой стене областной прокуратуры. К очередному, 50-летнему юбилею Революции, в Кирове было принято решение построить новую гостиницу под названием «Вятка». Необходимо отметить, что творческая группа под руководством одного из наиболее авторитетных кировских архитекторов второй половины XX в. Б. В. Зырина взяла за основу распространенный в 60-70-е гг. прошлого века в СССР типовой проект, который еще в 1961 г. был разработан институтом «Ленгинпрогор».

Однако условия весьма специфического ландшафта бывшего Соловьевского парка, в котором шло строительство, а также желание Зырина сделать гостиницу «более вятской» привели к ряду значимых отступлений от типового проекта. Зырин обращается к художнику Удову, в результате творческой работы которого фасад новой гостиницы был украшен мозаикой на революционную тематику. Также на здании появилось сграффито в виде барышни в кокошнике, которое, будучи расположенным на южной стене «Вятки», видели все въезжавшие в город по Октябрьскому проспекту. 5 ноября 1967 г. гостиница была открыта, в 1970 – 1980-е годы «Вятка» попала на все открытки, туристические проспекты и в списки достопримечательностей города. К сожалению, но в ходе реконструкций последних лет гостиница почти полностью потеряла свой прежний облик, сграффито Удова было уничтожено, но кировским архитекторам удалось отстоять мозаику. 

5.jpg
Здание гостиницы «Вятка», ее фасады были украшены В. Удовым мозаикой (вверху справа) и сграффито (слева на снимке, торец здания).
г. Киров. 1989 г.

Постепенно активную творческую деятельность молодого художника оценили и кировские чиновники. В середине 1960-х гг. горсовет назначает Удова на должность главного художника города на общественных началах. Необходимость такого кадрового решения «Кировская правда» формулировала следующим образом: «…Город растет и хорошеет. Но растет он быстрее, чем хорошеет. Вот почему назрела необходимость, чтобы был человек, который контролировал и направлял все, что делается для улучшения внешнего облика областного центра». Среди задач, которые стояли на ответственном посту перед Удовым, было наведение порядка в сфере городской рекламы, создание системы расколеровки зданий в разных районах, оформление городских парков и садов, праздничных шествий и торжественных мероприятий и т.д.

Руководствуясь принципом гласности и прозрачности принимаемых решений, Удов стал регулярно отчитываться о своих действиях на посту главного дизайнера города в «Кировской правде». Так, в июне 1964 г. он указывал на важные изменения в области городской среды: появились новые, грамотно художественно оформленные кафе в современном эпохе стиле, вместо фанерных ларьков на улицы города были поставлены типовые киоски, удалось убрать тяжелые, громоздкие стенды и деревянные заборы из парков и т. д. Также Удов рапортовал об изъятии с улиц Кирова уродливых рекламных конструкций и о введении нового стандарта рекламных вывесок. В конце свой статьи главный художник областного центра отмечал, что в Кирове пока слишком мало скульптур, монументально-декоративных росписей и мозаик. По мнению Удова, важно, что бы их появлялось как можно больше, чтобы «значительно художественно и идейно обогатить облик площадей и улиц, создать законченный неповторимый ансамбль города».

6.jpg
Мозаика В. Удова на революционную тематику на стене гостиницы «Вятка».
г. Киров. 2015 г.

В конце 1960-х гг. Удов уже известный в Кирове художник и общественный деятель. О том, каким он был в тот промежуток времени, вспоминала художник Инна Широкова: «…Я много лет близко общалась с Виталием и в какое-то время очень увлеклась им. Виталий Степанович был необыкновенно красив. Высокий, стройный, черноглазый, похожий на цыгана, он имел огромный успех у женщин. Несколько лет мы виделись почти ежедневно. Вместе пытались работать, ставили постановки, позировали друг другу, я помогала ему складывать мозаики…».

К сожалению, сложный характер при больших амбициях не позволил Удову воплотить в жизнь все свои идеи, он конфликтовал с коллегами, волновался из-за того, что у него многое не получалось. Тяжело переживал профессиональные успехи членов кировского отделения союза художников, прессинг со стороны чиновников, отвечавших за культуру. Как отмечает Широкова: «…на выставкомах его много критиковали. Он очень переживал и замыкался. Поэтому славный и добрый человек к старости стал нетерпим ко всем и всему. Всё его раздражало». В конечном итоге, в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Удов покинул Киров, оставив здесь мастерскую, квартиру и большое количество работ.

7.jpg
Сграффито на южной части корпуса авиатехникума.
г. Киров. Начало 2010-х гг.

Увы, но многие идеи Удова как главного художника города оказались нереализованными, а его творчество не прошло проверку временем. Почти все работы Удова были закрашены или уничтожены при ремонтах тех зданий, на которых они располагались. При этом не проводилось необходимой фотофиксации, изучения техники, в которой были выполнены те или иные мозаики или сграффито. Сегодня только начинаются пока еще робкие попытки дать оценку той архитектуре, которая появилась в городах СССР в период модернизма. Так, в январе 2018 г. кандидат архитектуры Алла Буркова не стала соглашаться с мнением главы администрации г. Кирова об отсутствии ценности сграффито Удова на авиатехникуме. В интервью «Девятке ТВ» архитектор заявила, что работа Удова это «уникальнейшее произведение искусств, которое является достоянием не то, что нашего города, а нашей страны».

Изучая творчество Виталия Удова можно сделать вывод, что он старался изменить городскую среду, сделать ее эстетически привлекательной, причем, даже в деталях таких учреждений как магазины и кафе, в дизайнерских решениях рекламных вывесок. Многие идеи Удова в области подхода к визуальной среде зданий города, которые он пропагандировал в кировской прессе 1960-х гг., до сих пор остаются актуальными и требует самого пристального внимания и анализа. В Кирове по сей день обсуждается введение «дизайн-кода» на улицах, улучшения парковых зон, насыщение их памятниками и скульптурами, ведутся дискуссии о комфортной городской среде и т. д. Все эти темы прорабатывались Удовым еще 50 лет назад и были разработаны конкретные подходы к решению проблемных моментов. Тем более целесообразно сегодня использовать тот опыт, который уже был накоплен за предшествующие периоды.

Фото: И. Григорьев, ГАКО, kirov-portal.ru